Секреты: идеалистические теории способностей
Идеалистическое понимание природы способностей выражается в метафизических и механистических взглядах на значение биологических особенностей человека и внешней среды в формировании и развитии способностей.
Существует несколько идеалистических теорий, по-разному рассматривающих проблему развития способностей, в зависимости от того, какое значение они придают биологическим и социальным факторам в развитии человека.
Биологическая теория одаренности. Представители этого направления в учении о способностях утверждают, что способности зависят только от врожденных биологических задатков. Однако последние они понимают не как анатомо-физиологические предпосылки развития тех или иных способностей, а как унаследованные качественно строго определенные «гены способностей». По этой теории, тот или иной человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы он не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей.
Биологическая теория одаренности рассматривает развитие способностей как автогенез (саморазвитие) унаследованных задатков. Она исходит из утверждения, что развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности, что в основе его лежит совокупность унаследованных признаков (генов), которые развиваются под воздействием «внутренних сил» совершенно независимо от влияний внешней среды. При этом утверждается, что пределы развития способностей фатально обусловлены прирожденными задатками. Меньшие способности, чем те, которые обусловлены генами, человек иметь может, но выйти за эти пределы и развить у себя большие способном он не имеет возможности, так как уровень развития его способностей был бы предопределен величиной полученных при рождении задатков.
Эта теория отрицает возможность социальных влияний на развитие способностей. В лучшем случае она допускает, что условия социальной среды могут ограничить развитие способностей, не позволить им развиться до указанного задатками предела, но решительно отвергает мысль, что социальные условия могут содействовать развитию способностей выше того уровня который обусловлен прирожденными задатками.
Для биологической теории одаренности характерно метафизическое понимание природы способностей: задатки, из которых развиваются способности, остаются качественно неизменными, саморазвиваясь всегда в определенном направлении и изменяясь в процессе этого развития только количественно. Такое метафизическое понимание природы способностей приводит к упрощению задач психологии в деле измерения интеллекта, сводя их к выявлению самых общих и притом немногочисленных показателей, количестввенно выражающих размеры качественно неизменных в своей сущности явлений. Следует признать ненаучной биологическую теорию одаренности, по которой способности человека развиваются всецело в связи с характером и с величиной полученных по наследству биологических задатков. Конечно, психическая деятельность человека есть функция его мозга, и любое нарушение деятельности мозга отразится на нормальной деятельности интеллекта точно так же как хорошо развитый мозг является материальным субстратом повышенной интеллектуальной деятельности. Но из правильности этих фактов совершенно не следует, что человек наследует «гены» интеллекта, качественно одинаковые у всех, но в разном количестве данные каждому отдельному индивидууму в виде врожденных задатков.
Биологическая теория одаренности и вытекающая из нее практика измерения способностей находятся в полном противоречии с действительными фактами. Развитие способностей состоит не в их количественном росте, а в закономерных качественных изменениях.
На протяжении жизни человека его способности изменяются не только количественно; в процессе развития они становятся иными, переходя из одного качественного состояния в другое. Интеллект ребенка младенческого возраста, еще не владеющего речью, очень ограничен. Появление речи не только количественно усложняет интеллектуальные процессы, но и придает им новое качество. Ребенок научился грамоте — наличие грамотности вновь качественно изменяет интеллектуальные процессы, делает их иными по сравнению с интеллектом неграмотного ребенка. Когда же грамотный человек овладевает каким-нибудь новым видом труда, требующим применения новых, стоящих в связи с данным техническим процессом способов мышления, это вновь делает его интеллект не только количественно, но и качественно иным.
В соответствии с этим значительно усложняется и проблема измерения способностей: она должна включать в себя учет качественных показателей, раскрывающих структурные особенности психических процессов, лежащих в основе той или иной деятельности.
Теория биосоциальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся под одновременным воздействием двух различных факторов —биологического и социального, т. е. врожденных биологических задатков и социальных воздействии внешней среды. Для этой теории характерно противопоставление биологического и социального в развитии человека. Оба фактора рассматриваются как самостоятельно существующие и раздельно влияющие на развитие способностей, которые приобретают тот или иной характер в зависимости от того, какой из этих факторов оказывается более сильным.
При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что и по этой теории ведущее значение в развитии способностей имеют врожденные биологические задатки. Социальной среде в развитии способностей эта теория отводит лишь роль отбора, сортировки признаков, определяемых по существу развитием логических задатков: в одних случаях социальная среда помогает развитию способностей из врожденных задатков; в других случаях социальные условия подавляют биологические задатки, не позволяют им развиться в должной степени. Самостоятельного определяющего значения для развития способностей социальная среда, по этой теории, не имеет.
Теория социальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды. По этой теории, человек рождается на свет без каких-либо задатков, которые в той или другой степени могли бы определять развитие его способностей. Последнее происходит под воздействием только социальных условий, среди которых главную роль играет воспитание. По этой теории, организуя воспитание и придавая ему тот или иной характер, можно у любого человека развить любые способности.
Эта теория на первый взгляд привлекает своей социальной направленностью. Однако для нее характерны следующие недостатки.
1. Метафизический подход, характерный для биологической теории врожденных задатков, остается и в идеалистической теории развития способностей под влиянием среды. По этой теории, среда представляется чем-то неизменным, раз навсегда данным; существуют будто бы с их характерными особенностями интеллигентская, рабочая, крестьянская среды, причем каждая из них наделена постоянными и неизменными признаками.
Между тем социальная среда, которая окружает человека, не является неизменной, она сама развивается, качественно изменяясь в связи с поступательным развитием человеческого общества. Утверждение, что способности человека в своем развитии определяются какой-то неизменной средой, всегда отличающейся одними и теми же определенными особенностями,— утверждение метафизическое, научно не оправданное.
2. Эта теория представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее: сам от себя человек ничего не может сделать для развития своих способностей; все они проистекают исключительно от воздействия среды, в которой он живет.
Между тем человек всегда проявляет себя в окружающей его социальной среде как активно действующее существо. Социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в которой он живет, в зависимости от характера своей активности он и разовьет у себя соответствующие этой среде способности.
Попав в благоприятную для развития спортивных способностей среду, человек может развить у себя спортивные способности только в том случае, если будет заниматься спортом. Пассивное же пребывание в данной среде или деятельность, направленная вразрез с положительными сторонами среды, не может содействовать развитию желаемых способностей.
Мало того, в процессе активной деятельности, которая является необходимым условием для развития его способностей, человек сам изменяет окружающую его среду: например активно занимаясь спортом в добровольном спортивном обществе, человек тем самым содействует улучшению и развитию работы спортивного общества.
Источник: http://www.34in.ru